«На экзамене мы применили глушилки для мобильников...»
В этом году интерес к результатам набора в вузы страны подогревается с разных сторон. Во-первых, в течение года несколько раз менялись сами правила игры (самым кардинальным образом – в Москве, которая то сдавала ЕГЭ, то не
сдавала, то опять сдавала, но по своим правилам).
Во-вторых, не обошла Министерство образования и административная реформа, и, чего ждать от новой команды чиновников, не знает пока толком никто. В-третьих, недавно над вузами нависла угроза проверок, лишения аккредитаций и лицензий
("Газета.Ru" подробно писала об этом).
Не все ясно и с цифрами – статистика поступления в этом году во многих вузах оказалась практически засекреченной. Как проходили экзамены, кого и по каким правилам принимали в вузы – "Газете.Ru" рассказал проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович.
-- Григорий Гельмутович, сейчас многие говорят, что по сравнению с прошлым годом в этом году конкурс в вузы страны снизился. Так ли это, по вашим данным?
-- После введения в стране ЕГЭ я избегаю слова "конкурс", точнее говорить о количестве поданных заявлений на одно бюджетное место. По нашим данным, действительно несколько упал спрос на высшее образование. Но основная причина, скорее всего, заключается в том, что абитуриенты адаптировались к новым условиям и уже не бросаются сразу в десятки вузов, выбирая все-таки то, что им действительно подходит.
В первое время после введения ЕГЭ, когда у ребят появилась возможность поступать сразу в несколько вузов, не выезжая из своего города, и ощущение того, что перед ними открыты все дороги, количество заявлений в приемные комиссии увеличилось. И мы знаем, что еще в прошлом году были абитуриенты, которые подавали заявления более чем в 80 вузов.
Мы проанализировали свой случай: по сравнению с прошлым годом число заявлений от москвичей увеличилось, незначительно изменилось число абитуриентов из Подмосковья, и основное падение произошло за счет абитуриентов из других регионов России.
Но, хотя количество заявлений несколько снизилось, эффективный конкурс заметно возрос, в том числе и на платные места.
-- Что Вы называете "эффективным конкурсом"?
-- Еще одной характерной особенностью этого года стало расширение прав вузов по внеконкурсному приему победителей олимпиад. Таким образом, на бюджетные места (всего их было 851) в ВШЭ поступили 43 победителя заключительных этапов Всероссийской олимпиады, 55 победителей московских городских олимпиад, 3 победителя Московской областной олимпиады, 23 победителя региональных туров Всероссийской олимпиады, 95 победителей нашей собственной межпредметной олимпиады. 66 медалистов были зачислены по результату ЕГЭ по профильному экзамену (перед началом экзаменов вуз обязан объявить проходной балл ЕГЭ для медалистов либо шкалу пересчета ЕГЭ в обычную оценку), 29 медалистов получили пятерки на профильных экзаменах. В итоге конкурс на оставшиеся места, тот, что мы называем "эффективным", например, на факультете экономики, дошел до 15 человек на место.
-- А как, по вашим наблюдениям, выглядит в этом году "география" поступивших?
-- Из принятых в ВШЭ 62% – это ребята из Москвы и области. Но среди зачисленных на бюджетные места доля ребят из регионов почти 46%. Среди тех, кто готов платить за обучение, доля москвичей, конечно, выше. Видно и то, что регионы проигрывают по уровню средней школы. Хорошие школы, конечно, могут быть в любом регионе, но вот массовая школа, наверное, в Москве пока еще лучше.
Хотя окончательные выводы об этом не позволило сделать уменьшение в Москве размаха эксперимента по ЕГЭ. В прессе попадались какие-то выводы на основе результатов ЕГЭ в Москве, но они не правомочны, слишком уж мала была доля
ребят, слишком они были специфические, и поэтому говорить обо всех москвичах нельзя. Более того, в зависимости от того, чего хотел директор школы, он агитировал либо за, либо – чаще всего – против, а некоторым просто запрещали ходить на экзамен: к примеру, говорили, пойдешь – останешься без медали. Зачем это делалось – мне не понятно, но мы не узнали о Москве того, что могли бы узнать.
Как бы то ни было, в этом году к нам на бюджетные места поступили 37 участников ЕГЭ из Москвы, 8 из области и 296 из регионов. На платные места поступили еще 31 участник ЕГЭ из Москвы, 8 из области и 78 из регионов.
-- Разрешалось ли в Москве сдавать экзамены на общих основаниях москвичам, участвовавшим в ЕГЭ?
-- Да, у нас часть москвичей, придя с результатами ЕГЭ, если эти результаты их не устраивали, сдавали вступительные экзамены. Но такое право имели вообще все наши абитуриенты, не только москвичи. К сожалению, по положению о ЕГЭ
вузы, официально участвующие в эксперименте, не имеют право давать такой выбор, то есть, если выпускник сдавал ЕГЭ в школе, он лишается права сдавать экзамены в институте. Мы уже три года добровольно "играем в ЕГЭ", поэтому мы сделали так, как и в прошлые годы, – смогли убедить министерство, что если мы пытаемся отобрать ребят наиболее объективно, то ничего страшного нет в том, что они делают две попытки. Я понимаю, почему министерство этому противится: им надо во все регионы, где введен ЕГЭ, разослать материалы и организовать проведение экзамена для каждого выпускника, а потом окажется, что сдавать ЕГЭ кто-то пришел, а кто-то не пришел, а это все потерянные деньги. Так что, возможно, мы этого права на будущий год лишимся.
-- А как, по вашим наблюдениям, учатся егэшники?
-- По результатам прошлого года мы провели анализ успеваемости первокурсников в зависимости от того, как они поступали. Оказалось, что на всех факультетах средний результат егэшника не хуже, чем неегэшника. А на некоторых факультетах они составили их красу и гордость. Мы пока не можем сказать, что ЕГЭ нам улучшил качество набора, но точно не ухудшил, а доступность повысилась, и увеличение количества студентов из регионов в целом сыграло на повышение уровня.
-- Но, если так возрастает ценность ЕГЭ, видимо, не отстает от этого и желание мухлевать с тестами?
-- Да, мы с этим столкнулись, причем на, казалось бы, святом деле – олимпиадах. Как только дали дополнительную возможность принимать на льготных условиях участников олимпиад, при проведении наших майских олимпиад мы обнаружили, что приходят участники с поддельными удостоверениями. То есть приходит писать работу один человек, а свидетельство участника у него на имя другого человека. Мы потом выяснили, что делали эти фальшивки в одном месте и продавали эту услугу абитуриентам. Когда же мы обратились к юристам, то выяснилось, что это уголовно не наказуемо. И даже свидетельство участника олимпиады не есть документ, с точки зрения закона.
А то пришел к нам человек, весь забинтованный, и сказал, что попал в аварию, и нам было трудно сравнить его с фотографией в паспорте. Также и на олимпиадах в регионах – мы иногда находили работы, выполненные другой рукой.
Вузы вынуждены привлекать меры защиты и на вступительных экзаменах, мы в этом году проверяли тотально документы и ввели такие степени защиты, что всех перепугали. А еще мы неприятно всех поразили во время экзамена, когда применили глушилки мобильной связи. На будущее еще что-нибудь придумаем…
-- Цифры, названные вами, – это уже окончательные данные по приему 2004 года? Или они еще могут как-то корректироваться?
-- Строго говоря, прием в вузы еще не закончен. Например, у нас во ВШЭ идет дополнительный набор на платное обучение: любой желающий, имеющий мозги (и, к сожалению, деньги – для того чтобы платить за обучение) еще может к нам поступить. Хотя на самые популярные факультеты даже платный прием уже закончен, на некоторые факультеты мы объявили дополнительный набор, и для кого-то из ребят это последний шанс, если они были недостаточно храбры, чтобы пытаться поступать в наш вуз сразу. У них есть возможность попытаться сделать это сейчас. До 25 августа принимаются документы, и многие факультеты, в том числе факультет права, бизнес-информатики, психологии, политологии, отделение журналистики, открыты для абитуриентов.
-- И кто, как вам кажется, будет поступать в этом дополнительном потоке?
-- Во-первых, это могут быть неудачники нашего приема. Тот, кто не достаточно успешно сдал один или два экзамена, на дополнительном приеме может перезасчитать свои удачные предметы и заново сдать остальные. Во-вторых, это могут быть участники ЕГЭ, у которых есть несколько сданных предметов, и им тоже надо досдать остальные. И, наконец, те, кто только
сейчас узнал о такой возможности и готов сдать все четыре предмета, но, конечно, в более сжатые сроки.